Миф о победобесии
Победобесие — мем, в основе которого лежит недовольство историческим невежеством россиян, которое якобы извращает память о Великой Отечественной войне и сути Дня Победы. Такое отношение действительно имеет место быть, но оно присуще в основном неопытной молодежи, равнодушной к истории – то есть поведение меньшинства экстраполируется на все население.
Лицемерная основа мифа. Данный мем часто основан на лицемерии его распространителей – они могут часами жаловаться на выше описанное невежество, но при этом к примерам реального оскорбления памяти о войне будут относится либо равнодушно, либо не будут считать их оскорбительными. Речь идет об антисоветской пропаганде, а именно:
- Пропаганда со стороны российских неофашистов.
- Распространение чёрных мифов о Великой Отечественной войне – про «завалили врага трупами», заградотряды, «У нас нет военнопленных, а есть предатели», миллионы изнасилованных немок и многое другое.
- Героизация пособников нацистских оккупантов – например, бандеровцев на Украине и лесных братьев в Прибалтике.
- Сетования на то, что в современной Германии более высокий уровень жизни – составители и распространители таких картинок замалчивают (намеренно или нет не важно), что советский народ воевал за право на существование, а уровень жизни связан не с войной, а с развитием экономики в послевоенный период.
Таким образом, в основе мема «Победобесие» лежит элементарный двойной стандарт – стандарт, по которому распространители мема игнорируют реальные примеры оскорбления ветеранов и памяти о войне, но при этом считают нужным рассказывать о том, как другие россияне всё это не уважают.
Другая сторона вопроса. Миф о Победобесии основан (пусть и частично) на реальных фактах – часть российского общества не относится к войне адекватно, забывая о том, какую цену советский народ заплатил за её достижение. Как говорилось выше, такое отношение свойственно в основном молодежи, равнодушной к истории – у населения среднего и пожилого возраста отношение к войне иное, хотя среди них невежество тоже встречается, но в намного меньших масштабах.
Крайне глупо и даже оскорбительно использовать, например, георгиевскую ленточку вместе с сексуальными образами (пример) и рекламе (пример), а также обвешиваться ей с ног до головы (пример) – аналогично и с другими символами Победы. Данное невежество наглядно показывает насколько верна русская пословица «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт» — а дураки есть везде и всегда.
Возникает резонный вопрос – откуда берется данное историческое невежество? Данное отношение отсутствовало в советском обществе и присуще (частично) обществу российскому – изменение отношения является следствием надлома исторического сознания в конце 1980-х и продолженного в 1990-е годы, который породил многочисленные споры о советском прошлом. Великая Отечественная война, будучи значимой частью истории СССР, также не избежало последствий этого надлома – в 1990-е годы вместе с расширением поля исторической памяти и значительным сокращение запретных тем произошло разрушение официального сурово-героического образа Великой Отечественной войны.
Наличие исторического невежества – сигнал к действиям по поиску решения советского исторического вопроса. В идеале необходимо сформулировать единогласный и, главное, максимально объективный взгляд на советское прошлое в целом и на Великую Отечественную войну в частности. Но сказать проще, чем сделать — решение вопроса осложняется информационной войной антисоветской (с её мифами и преувеличениями) пропаганды с просоветской, которая не всегда адекватна и потому уязвима для критики. А главной трудностью является тот факт, что само наличие проблемы, не говоря уже о сути, осознают лишь неравнодушные к истории люди (да и то не все), но никак не простой обыватель.
Составной частью невежества является использование символики Победы в коммерческих целях – значимая часть критики распространителей мема Победобесие основана на недовольстве именно этим.